Обеспечение качества образования в УкраинеВсеукраинская научно-практическая конференция USAID
Консорциумом усовершенствования менеджмент-образования в Украине 21 мая 2015 года в Киеве была проведена научно-практическая конференция “Обеспечение качества образования в Украине».
Конференция прошла в рамках Проекта международной технической помощи «Учебные программы профессионального роста» Агентства США по международному развитию (USAID).
Основная цель конференции – определение подходов к обеспечению качества образования в средней и высшей школе в соответствии с законом Украины «О высшем образовании». В рамках конференции участники обговорили проблемы качества образования, обозначили подходы к созданию системы мониторинга качества образования, ознакомились и обсудили требования и стандарты обеспечения качества образования ЕС, обменялись успешным практическим опытом, который уже существует в Украине.
По материалам работы конференции ниже публикуем доклад Наталии Юдиной "E-learning как инструмент масштабирования реформ в образовании" (в переводе).
Юдіна Н.В. E-learning як інструмент масштабування реформ в освіті // Забезпечення якості освіти в Україні. Всеукраїнська науково-практична конференція (Київ, КНУ ім. Т.Шевченка, 21 травня 2015 року). – 2015. - С. 135-136. – Режим доступа : http://futurolog.com.ua/news_osvita-2015_21_05.phtml.
Высшему образованию присущ человеческий фактор, порождающий появление двойных стандартов в процессе оценивания результатов обучения. Преодолением этого может стать внедрение в образование технологий искусственного интеллекта. Одним из шагов к реализации этого является сочетание Болонской системы, системы дистанционного образования и системы «Электронный кампус» в едином комплексе, что уже удачно реализовано в НТУУ «КПИ». Такой комплекс позволяет избавиться от появления предпосылок негативных последствий принятия решения, основанного на человеческом факторе, а также сделать для студентов критерии их оценивания и требования к получению определенного рейтинга прозрачными и понятными.
Безусловно, для отдельных студентов (особенно тех, кто из-за осложненных экономических условий Украины вынуждены параллельно с учебным процессом работать и оформлять себе индивидуальные планы обучения) такой подход может с первого взгляда показаться слишком сложным в реализации. Однако наличие в ВУЗе системы дистанционного образования благодаря Болонской системе позволит таким студентам получать необходимый уровень знаний по конкретным дисциплинам. Кроме того, мы обязаны воспитывать идеологически новое поколение молодежи, которое будет готово к адаптации к будущему. Ведь будущая жизнь Человечества будет продолжать очень тесно интегрироваться с технологиями искусственного интеллекта, у которого нет эмоций, а вместо них - четкие критерии принятия управленческих решений [1,2].
Учитывая вышесказанное, одним из перспективных направлений реформирования высшего образования должны стать массовые разработки дистанционных курсов по всем учебным дисциплинам и внедрение их в учебные процессы. А для ускорения этого процесса и заполнения возможного временного e-learning-вакуума в такой переходный период в отдельных ВУЗах важно обеспечить возможность внешнего заказа уже существующих дистанционных курсов у других ВУЗов (виртуальная мобильность дисциплин).
Военно-экономический кризис, который стал уникальным в истории Украины, требует реформирования традиционных подходов и разработку инновационных инструментов подготовки специалистов. Это связано с тем, что из-за вхождения человечества в режимы с обострением, при которых все процессы ускоряются, нет однозначного ответа, какие именно отрасли экономики станут перспективными для Украины в долгосрочном будущем.
Одним из способов такого реформирования является массовое и централизованное на уровне государства внедрение в учебные планы подготовки будущих специалистов и в программы повышения квалификации уже существующих специалистов дистанционного курса «Маркетинг-футурология», который будет одновременно формировать среди большого количества студентов умение адаптировать имеющиеся ресурсы к рыночным требованиям будущего. Важное предназначение такого централизованного государственного образовательного проекта должно стать формирование единой идеологии будущего общества Украины. Ведь в условиях режимов с обострениями, которые могут вызвать хаос, особенно важно применить гармоничное объединение главных инструментов управления деятельностью людей, а именно: иерархию, культуру, рынок, природу и технологии.
Список источников: