Главная » НОВОСТИ » 15-17.12.2015
горизонтальная черта

Антикризисное управление экономикой Украины: новые вызовы
ІІІ Международная научно-практическая интернет-конференция. Киев, КНЭУ, 15-17 декабря 2015 г.

Целью конференции стало научное обоснование путей идентификации институтов государства, макроэкономической стабилизации и европейской интеграции экономики Украины. В работе конференции приняли участие 147 представителей научного сообществ, государственных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур из Украины и зарубежа.

По результатам работы конференции ниже публикуем доклад Наталии Юдиной.

Управление будущим на основе концепции инновационного развития (в переводе)

Цитировать статью:

Юдіна Н.В. Управління майбутнім на основі концепції інноваційного розвитку // Антикризове управління економікою України: нові виклики.	Матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції (Київ, КНЕУ ім. В.Гетьмана, 15-17 грудня 2015 року). – 2015. - С. 124-127. – Режим доступа : http://futurolog.com.ua/blog_konferencia_kneu_2015_12_15.phtml.

Сегодня многие науки переживают революционные преобразования, характеризующие наступление новой эпохи великих научных открытий и должны отразиться на экономических реалиях. Разрушение фундаментальных принципов и представлений, на которых основывались предыдущие знания, заставляют увидеть новые знания, направления новых исследований или объяснить то, что не укладывалось в рамки традиционных подходов.

Например, явление запутанности в квантовой механике, которое проявляется во взаимном влиянии друг на друга двух запутанных частиц сквозь огромные расстояния, долго оставалось необъяснимым с позиций традиционных фундаментальных положений [1]. В частности, такое явление не согласовывалось с фундаментальным принципом локальности, которая заключалась в том, что взаимное влияние могут создавать только те частицы, которые находятся рядом в пространстве.

Однако современное объяснение явления запутанности вообще разрушает фундаментальные понятия «пространство» и «время» и предлагает ученым проводить научные исследования не с позиции локальности, а с позиций всемирного космоса. Например, согласно одной из современных гипотез квантовой физики, отдельные взаимосвязанные явления следует рассматривать в качестве отражения проекции одного и того же явления по принципу, как в калейдоскопе несколько раз отображается кусочек цветного стекла. Такой подход требует существенного расширения сознания ученого и его выхода за пределы традиционных положений.

Подобные преобразования по аналогии должны коснуться и незыблемости фундаментальных принципов локальности в маркетинге, а именно: планирования и прогнозирования результатов маркетинговой деятельности на сроки, которые по продолжительности не превышают 1-3 года; анализа только тех факторов маркетинговой среды, которые находятся в непосредственной близости от определенного субъекта рынка.

Например, предприятия, работающие в Украине, привыкли к анализу исключительно внутригосударственных политико-правовых, экономических и т.д. факторов. Кроме того и сам рынок имеет инструменты внутреннего замыкания своих субъектов внутри себя: когда предприятие работает долго на определенном рынке, оно анализирует исключительно только своих прямых конкурентов, посещает только строго ограниченный рынком перечень конференции, выставок, тематических сайтов, т.д. Следует выдвинуть гипотезу, что принцип нелокальности факторов маркетинговой среды украинских предприятий имеет гораздо более широкий радиус дистанционного воздействия, чем традиционно его принято очерчивать.

Таким образом, и явление кризиса национальной экономики Украины становится более понятным, если выйти за пределы локальности Украины и исследовать внутренние экономические процессы с позиции глобальной экономики всего мира. Как можно увидеть из анализа динамики ВВП различных стран мира, сегодня наблюдается тенденция колебания темпов прироста этого показателя для большинства стран возле нулевой отметки. Это свидетельствует о кризисе глобальной экономики в целом, а потому инструменты преодоления украинского кризиса предприятиям следует искать на глобальном уровне.

Предлагаемый подход существенно усложняет процесс принятия управленческих решений на уровне отдельных предприятий, так как требует от них принципиально иного способа мышления, который находится в «четырехмерном пространстве» и должен исключать локальность:

  • В пространстве времени. Это предусматривает свободное овладение как историческими особенностями формирования определенного рынка в условиях исторического развития определенной страны и мира в целом, так и возможности долгосрочного предсказания возможных сценариев реализации предлагаемых управленческих решений в будущем.
  • В плоскости широких междисциплинарных связей (два измерения)
  • По вертикали традиционных фундаментальных знаний и инноваций.

четырехмерное мышление маркетологи 3.0 - Наталия Юдина, Футуролог

Таким образом, для проведения необходимых маркетинговых исследований предприятия будут нуждаться в глубоких знаниях прошлого и обработки огромного объема расширенной междисциплинарной и межрыночной маркетинговой информации настоящего для синтеза адекватного управленческого решения. Однако такой способ мышления способен будет спровоцировать среди предприятий массовую разработку инновационных решений, которые должны перезагрузить экономику Украины.

За время нескольких мощных волн экономического кризиса, которые продолжаются в Украине с 2008 г.., применение слова «инновации» в информационном поле как ученых, так и рядовых украинцев значительно возросло. Это можно объяснить тем, что концепция инновационного развития рассматривается как достаточно эффективный инструмент преодоления кризиса, одной из причин наступления которой становится перегрев экономики через преувеличения на рынке количества предложенных товаров и услуг предприятий на фоне и так уже перенасыщенного спроса.

Когда потребности потребителей полностью удовлетворены, необходимо находить или даже создавать для потребителей потребности в чем-то новом, что стало бы способным перезагрузить экономику государства.

Хотя концепция инновационного развития на нелокальных началах - это не единственный возможный путь к перезагрузке экономики, эта концепция должна стать неотъемлемой составляющей большинства своих альтернатив. Так, среди альтернативных способов экономической перезагрузки учеными предусмотрен широкий спектр возможных сценариев, которые колеблются от полного разрушения национальной экономики из-за коллапса до технической вероятности установления планового управления на уровне глобальной экономики.

Например, в первом крайнем случае вероятность коллапса, который может привести к полному разрушению национальной экономики, оценивается в 10% [2]. При этом следует понимать, что разрушение, несмотря на все его негативные последствия для страны, может создать впоследствии мощный неудовлетворенный спрос внутри этой страны. Однако удовлетворение такого нового спроса при одновременном отсутствии внутренних финансовых ресурсов станет возможным только благодаря налаживанию эффективных внешних экономических отношений.

В частности, сырьевая экономика Украины, при которой экспорт высокотехнологичной продукции в Украине в последнее время колебался на уровне около 5% от ВВП [2], в условиях разрушенной экономики станет явно недостаточным. Поэтому разрушенная национальная экономика особо остро потребует своего восстановления за счет перехода к концепции инновационного развития. Однако важной специфической особенностью такого развития должна стать, во-первых, целевая ориентация создаваемых инноваций исключительно на зарубежную аудиторию потребителей, а во-вторых, инновации должны быть высокотехнологичными и востребованными за рубежом

Это позволит украинским предприятиям начать извне получать значительно большие прибыли (по сравнению с доходами от экспорта только сырья), что обеспечит рост уровня покупательной способности внутри страны и, как следствие, рост экономики государства в целом. Концепция инновационного развития предполагает активное применение инструментов маркетинга в направлении исследования потребностей потребителей с одновременным сокращением неэффективных расходов, реинжиниринга и усовершенствования производства [3]. Такой путь требует от Украины тесного сочетания собственных интеллектуальных ресурсов с существующей базой сырья, что создает необходимость переориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичной продукции, произведенной из собственноручно преобразованных ресурсов своей же страны.

Другой крайний сценарий перезагрузки экономики вызван обострением проблематики Big Data и потому создает вероятность привлечения к управлению глобальной экономикой технологий Искусственного Интеллекта [4]. Это вообще может исключить явление рыночной конкуренции, трансформировав глобальную экономику из рыночной в плановую. Однако и такой сценарий перезагрузки потребует от предприятий наличия востребованного на глобальном уровне уникального инновационного предложения.

Следовательно, независимо от сценария, которым будет развиваться экономика Украины в дальнейшем, даже крайние случаи требуют введения на уровне отдельного предприятия концепции инновационного развития на нелокальной основе. Конкуренция будет толкать каждое предприятия к введению «четырехмерного способа мышления» и полной «мобилизации» собственных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы следует сочетать с существующей сырьевой базой с целью создания высокотехнологичной продукции, на которую будет существовать в будущем спрос за рубежом.

  1. Хель И. Из чего могло бы состоять пространство-время? / Илья Хель / Новости высоких технологий, Hi-News.ru. - 15 Ноября 2015. – Режим доступу : http://hi-news.ru/research-development/iz-chego-moglo-by-sostoyat-prostranstvo-vremya.html.
  2. Форсайт економіки України: середньостроковий (2015–2020 роки) і довгостроковий (2020–2030 роки) часові горизонти / наук. керівник проекту акад. НАН України М. З. Згуровський // Міжнародна рада з науки (ICSU); Комітет із системного аналізу при Президії НАН України; Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут»; Інститут прикладного системного аналізу НАН України і МОН України; Світовий центр даних з геоінформатики та сталого розвитку. — Київ : НТУУ «КПІ», 2015. — 136 с. ISBN 978-966-622-716-7.
  3. Юдина Н. В. Антикризисные маркетинговые инструменты инновационного развития предприятий // Маркетинг и финансы. – 2014. – Т. 1. – С. 60-72.
  4. Юдина Н. В. Футурология интернет-пространства // Маркетинг услуг. – 2014. – Т. 4. – С. 264-277.

Антикризисное управление экономикой Украины: новые вызовы

Тематическими направлениями работы конференции стали:

  1. Современные вызовы экономической нестабильности: глобальное и национальное измерения.
  2. Мировая практика макроэкономического антикризисного регулирования.
  3. Модернизация общественного сектора экономики.
  4. Реформирование управления на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Публичное администрирование в системе антикризисного управления.

Организаторами Международной научно-практической интернет-конференции Антикризисное управление экономикой Украины: новые вызовы, которая проводилась 15-17 декабря 2015 года, выступили государственный высшее учебное заведение Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана совместно с Институтом государственного и муниципального управления. Соорганизаторы: Вроцлавский университет (Польша), Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия), Брестский государственный технический университет (Беларусь), Тернопольский национальный экономический университет (Украина), Львовский национальный университет имени Ивана Франка (Украина).

Copyright © ФУТУРОЛОГ