21-22 мая 2015 года в Киеве в Киевском национальном университете строительства и архитектуры (КНУБА) прошла ІII Международная научно-практическая конференция "Moodle Moot Ukraine - 2015. Теория и практика применения системы управления обучением Moodle".
Организаторы: Министерство образования и науки Украины, Киевский национальный университет строительства и архитектуры, Национальная академия педагогических наук Украины, Институт информационных технологий и средств обучения.
MoodleMoot – конференции, которые проводятся пользователями платформы Moodle во всем мире.
Ниже публикуем тезисы доклада Наталии Юдиной "Коммерциализация дистанционных курсов" (в переводе), который состоялся в рамках конференции.
Интернету присущи все характерные признаки рынка как одного из традиционных инструментов управления деятельностью человека, а именно:
отсутствие объединения с любыми другими инструментами управления (культурой или иерархией);
важность наличия у субъекта конкурентного преимущества, мощность которого должна оцениваться глобальными масштабами интернета;
а также «невидимая рука», которая при отсутствии конкурентных преимуществ у субъекта легко превращает его в аутсайдера.
Это означает, что интернет-интегрированный процесс коммерциализации дистанционного образования в Украине будет происходить в условиях глобальной рыночной экономики, и это требует повышения конкурентоспособности отечественного продукта.
Следует учитывать главную особенность интернет-рынка, которая представляет собой открытость и доступность любой информации. Это полностью меняет понимание «рыночной власти», которая на интернет-рынке принадлежит не тем, кто владеет информацией, а тем, кто умеет этой информацией управлять [1].
Во-первых, это будет касаться теоретического материала, который предлагается студентам [2]. Ведь информация любой глубины сложности доступна в интернете и является бесплатной. Это существенно усложнит коммерциализацию существующих конспектов лекций преподавателей. Одним из путей преодоления такой проблемы может стать замена текстовой (и / или презентационной) частей конспекта преподавателя на видеозапись его лекций.
С одной стороны, такой подход требует высокой харизмы преподавателя, способности виртуально удерживать внимание студентов, умение работать перед камерой, тщательной подготовки к процессу съемок, что потребует от лектора высоких моральных и временных затрат. Кроме того искушенность новых поколений студентов также требует использования современных технологических средств обеспечения таких видео-лекции.
С другой стороны, формат авторских видео-лекций частично решает проблему авторских прав, но не исключает наследования. Однако полностью восcоздать уникальную манеру и творческий подход преподавателя к работе с аудиторией «двойнику» будет сложно.
Во-вторых, в дистанционном образовании подход преподавателей к проверке знаний, умений и навыков студентов нуждается в существенном пересмотре. Например, традиционный подход при проведении контрольных работ в виде вопросов или тестов не предусматривает использование конспектов, учебников, помощи одногруппников, т.д. Но интернет не только не запрещает, но и требует от пользователей умения это делать эффективно. Поэтому дистанционное образование должно проверять не столько теоретические знания, сколько возможность их использовать, т.е. - практические навыки и умения, которые эти знания формируют. Безусловно, это потребует от преподавателя большого времени на проверку таких контрольных мероприятий, но является неизбежным этапом усиления конкурентоспособности его дистанционных курсов.
Список использованных источников.Использование материалов портала без активного цитирования запрещено!
Юдіна Н.В. Комерціалізація дистанційних курсів // Третя міжнародна науково-практична конференція «MoodleMoot Ukraine 2015. Теорія і практика використання системи управління навчанням Moodle». (Київ, КНУБА, 21-22 травня 2015 р.) : тези доповідей. – К.: КНУБА, 2015. – с. 12. – Режим доступу : http://futurolog.com.ua/news_moodle-moot-2015_21_05.html, http://2015.moodlemoot.in.ua/course/view.php?id=82.